Культура

Сказка для детей со взрослым смыслом

Все мы с детства помним сказку Алексея Толстого про непослушного деревянного мальчика Буратино, Мальвину, девочку с синими волосами, и ее верного пуделя Артемона. Режиссер-постановщик спектакля «Золотой ключ» Евгений Ибрагимов пообещал зрителям Губернского театра показать неизвестные приключения героев — и отчасти сдержал свое слово. Отчасти — потому что неизвестными в спектакле были не приключения, а смыслы. Корреспондент «МК» побывал на генеральном показе и посмотрел, каким образом детская сказка обернулась остросоциальной и политической сатирой.

Фото Ксении Угольниковой

«Самое главное, ради чего я ставлю этот спектакль, — мне хочется серьезно поговорить с детьми о любви, — рассказывает режиссер. — Хочется, чтобы на него приходили семьями… Чтобы для каждого поколения в спектакле нашлось место открытию или воспоминанию из детства…» Но «Золотой ключ» оживляет вовсе не воспоминания и ностальгию по ушедшему — он попадает ровно в повестку дня. Так, например, сказка, открывшаяся милым музыкальным номером, буквально через несколько минут превращается в злободневную сатиру. Зрителям предлагается поприсутствовать на состязании за место губернатора города, которое выглядит как шоу. Финалисты проекта «Голос. Звери» лиса Алиса (Александрина Питиримова) и кот Базилио (Анна Цанг) выплясывают под «Лясики-карасики», Мальвина (Мария Дудкевич) и ее бойфренд Пьеро (Сергей Медведев) танцуют в импровизированном шоу «Лед и пламень», а мудрая Тортилла (Елена Цагина) душевно поет песню про то, стоит ли рисковать по пути наверх. Голосование, по классике жанра, остается за кадром — зрителям оглашают только результат, и губернатором предсказуемо становится Карабас Барабас (Сергей Вершинин).

За музыкальным номером следует инаугурационная речь. «Жить станет лучше, жить станет веселее, — обещает новоизбранный губернатор. — Мы разовьем нашу промышленность и будем экспортировать наши деревянные изделия в другие города. Наш город зацветет новыми красками!»

«Все лучшее детям!» — выкрикивает он лозунг, а на сцену тем временем выносят миниатюры игрушечных деревянных танков и самолетов. Жители города замирают от ужаса — понятно, к чему приведет такой режим. Прикрываясь добрыми делами и заботой о гражданах, тиран Карабас ставит жителей в рабское положение, заставляя плясать под свою дудку. Тех же, кто бунтует и осмеливается идти против него, наказывают его люди с мигалками — так, к примеру, за сбежавшими Буратино и Мальвиной они отправляются в погоню «по выделенке», загоняя их в темный лес. В какой-то момент спектакль про любовь и приключения оборачивается историей про свободу во времена действующего режима. Про то, как важно объединиться и свергнуть тирана, захватившего власть в городе, превратившемся в кукольный театр.

Режиссер Ибрагимов создает любопытный синтетический спектакль, в котором куклы и люди органично существуют в едином сценическом пространстве, подменяя и взаимозаменяя друг друга. Кажется, такова была глобальная задумка и роковая метафора: показать, что любой человек — это марионетка в чьих-то руках. Перед актерами Губернского поставлена непростая задача — им пришлось не только создать образ своего персонажа, но и освоить работу с куклами, наделить их собственным характером, а самим в буквальном смысле уйти на второй план, превратиться в бестелесных кукловодов. Но оно того стоило — на маленьких зрителей кукольная игра действовала завораживающе, как и грамотно выстроенные свет и декорации.

Все это волшебство — дело рук известного художника-сценографа Эмиля Капелюша, лауреата премии «Золотая маска» . Специально для спектакля была написана и музыка — композитор Николай Акимов создал оригинальные партии, а тексты для дуэтов, арий и зонгов написал Сергей Плотов.

Современный мидквел сказки Толстого — так называют «Золотой ключ» в Губернском театре, пользуясь кинематографической терминологией. Кстати, влияние кино отражается и в самом спектакле, когда «вредоносное» дерево жизни города собирается срубать ужасный Карабас (который сам оказывается куклой под управлением кого-то сверху) — невозможно не вспомнить «Аватар» Кэмерона, где события развивались очень схоже. Оппозиционер Буратино в итоге оборачивается тем самым поленом с вредоносного дерева, заселенного паразитами («паразитирующими на теле общества»), и поднимает бунт против тирана. Однако непонятно, насколько эти скрытые и явные смыслы очевидны детям, для которых первоначально была поставлена сказка — а возрастное ограничение 6+ так и вообще кажется нелогичным. Хотя если смотреть на все философски, то любая сказка — это история про нас, а любой взрослый — это просто выросший ребенок.

Источник

Показать больше

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 4 =


Яндекс.Метрика
Close
Close